0

Существует два вида знаний: знания о природе дают естественнонаучную картину мира, знания о внутреннем мире человека – гуманитарную картину мира.
Естественнонауч. изучает: как исторически изменились знания о природе, анализирует конкретные виды прир.бытия, современные представление о природе, что и как используется человеком
Гуманит.: филос., религ. знания, юридич., этич, искусствовед.; важны ценности гум. познания (гуманизм, идеалы красоты, свободы, добра)


Проблемы различия ест. и гум. знания становится наиболее обсуждаемой во второй половине 19 в. Исследователь Генри Риккет издает свой труд «Науки и природе и науки о духе». Выяснил что знания о природе связаны причинной обусловленностью. Знания о внешн. мире даны непосредственно. Для наук о природе используется объяснение, о духе – понимание
Объяснение – сведение явлений природы к причинам и законом существования
Понимание – познавательная процедура, в кот. мы можем себя поставить на место другого, изнутри почувствовать истор. событие, эстетич. восторг и т.д.
Истинное в науках о природе всегда доказывается, интерпретации одинаковы, о духе – истолковывается, интерпретации различны.
В науке о природе используется генерализ. метод, выделяющий общее в вещах. В науке о духе индивидуализ. метод, подчеркивающий неповторимость и уникальность.
Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Естественные науки добровольно принимают “диктатуру фактов”, которые должны найти свое объяснение совершенно независимо от каких бы то ни было предпочтений и приоритетов познающего субъекта. Умение анализировать мир в его собственной логике и законосообразности, видеть мир таким, “каков он есть сам по себе” - важнейшее достоинство естествознания. Гуманитарные же науки раскрывают не только то, что в социальном мире реально есть, но и то, что в нем должно быть. Поэтому ценностная составляющая знания оказывается существенной в основном для гуманитаристики.
Антропоцентризм есть представление о центральном месте человека в мироздании в целом. Естествознание потратило немало усилий, чтобы избавиться от него на своем первом этапе. Для гуманитариев же человек по-прежнему находится в центре внимания, представляет собой главную ценность и важнейший объект интереса. Гуманитарное знание антропоцентрично по определению.
Идеология представляет собой теоретическое знание, в котором представлен тот или иной социально-групповой интерес. Гуманитарные науки, в силу специфики своего предмета, невольно оказываются идеологически нагруженными. Мир природы же в естествознании не является полем столкновения противоречивых общественных интересов.

Сходства. Оба типа картин мира неразрывно связаны по следующим соображениям:
Они являются творениями человеческого разума.
Они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей. Поскольку мировоззрение есть целостная система, естествознание и гуманитаристика вынуждены взаимодействовать.
Наличие многих “пограничных” проблем, предметная область которых едина для того и другого.
Размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услугами”.
Однородность достижений и заблуждений обеих областей.
Синхронность исторического развития того и другого: переход от классики к модернизму и т.д.Относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др.

Единство и взаимосвязь двух культур видно сегодня в следующем:
в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих человека и общество;
в осознании необходимости “гуманитарных экспертиз” естественно - научных программ;
в формировании общей методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
в гуманитаризации естественно - научного и технического образования и натурализации образования гуманитарного;
в создании дифференцированной, но единой системы ценностей, позволяющей четче определить перспективы развития человечества в XXI веке.


Ваш комментарий

Optionally add an image (JPEG only)